Мария Климова, Универсальная библиотека ОИЯИ им. Д. И. Блохинцева, г. Дубна
В 2012 году я пришла в соседнюю библиотеку со стопкой книг про Петсона и Финдуса и попросила разрешения иногда читать вслух детям. С детства это очень люблю: в школе читала одноклассникам после уроков, став мамой – дочкам, но хотелось еще и еще. Когда узнала, что в США популярен формат storytime (бесплатные громкие чтения для детей), захотелось сделать что-то подобное у нас. Заведующая разрешила мне проводить подобные встречи – так все и началось.
Вместе с подругой мы организовали еженедельные книжные посиделки «Почитайка» для детей и родителей, где читали вслух, а потом делали что-то по мотивам прочитанного (играли, рисовали, мастерили).
Все семь лет эти встречи проходят каждую субботу в пять часов, кроме каникул.
Задач было несколько. Во-первых, это семейные мероприятия. Конечно, можно и оставить ребенка одного, но мы всегда радуемся, когда родители тоже участвуют. Так прочитанный текст становится общим переживанием, поводом для дальнейшего общения ребенка со взрослым, для игр. Кроме того, нам важно показать детям: у их родителей тоже есть что рассказать и чем поделиться. Например, так было, когда все участники рисовали свои любимые игрушки (статья «Живой или настоящий?») или обсуждали, почему люди грустят (статья «Привет, грусть»).
У нас быстро сложилась структура, по которой строятся все «Почитайки». Вначале небольшая беседа, которая «разогревает» участников, настраивает их на тему книги, дает возможность услышать разные мнения. А заодно позволяет потянуть время, пока идут опоздавшие, чтобы они успели услышать текст. Потом ‒ собственно, громкое чтение, как правило, на 15‒20 минут. Почти всегда сольное, но бывало и по ролям, а однажды – даже со скрипкой (статья «Музыка из сказки»). Дальше ‒ какая-то активность: игры, поделки, рисунки ‒ все, что ведущему удавалось придумать. В любом случае, это было связано с темой или сюжетом прочитанного.
Мы редко обсуждаем что-то сразу после чтения. Мне хочется, чтобы услышанное «полежало» внутри у детей, «переварилось», чтобы им захотелось поделиться этим с родителями или друзьями. В общем, не сразу это «расплескивать».
От Натальи Григорьевны Малаховой из РГДБ я услышала, что чтение – это всегда коммуникация: читателя и текста, читателя и автора, персонажей, читателей друг с другом. Вот именно это, пожалуй, и было нашей главной целью: создать пространство коммуникации через детские книги. Такое, в котором нет оценок, но уважается любое прочтение и восприятие. Где интересен не только писатель, но и слушатель.
Еще одна задача – удовольствие. Читаем вслух то, что нравится нам самим. Только тогда мы, непрофессионалы, можем поделиться с детьми интересом, «заразить» их текстом. Нам важно, чтобы через эти встречи книги и библиотека ассоциировались с удовольствием, а не со скукой и «обязаловкой».
Ну и конечно, нам важно показывать разнообразие детской литературы, в первую очередь, современной. Мы намеренно чередуем книги разных жанров – и художественные, и нон-фикшн, специально уделяем внимание и российским, и иностранным писателям, но и «старых» авторов тоже с удовольствием читаем (статья «Лечение “слоном”»).
Мы – это уже целая команда. В 2014 и 2016 годах я провела два обучающих тренинга для волонтеров, которые вызвались тоже читать детям. В итоге, добровольцы активно включились в проведение громких чтений, а со временем влились и в другие проекты библиотеки.
Практически всегда группы получаются разновозрастными: 4‒8 лет, ведь встречи абсолютно открытые: кто придет – с теми и читаем, сколько бы их ни было. Наши первые слушатели выросли, и в 2016 году благодаря одной из волонтеров появился новый клуб: «ВИП: Выросшие Из Почитайки» для младших подростков. Буквально месяц назад появился еще один, пока безымянный: для тех, кто старше четырнадцати. То есть нам реально удалось вырастить из детей читающих тинейджеров. Не очень много, но сколько-то – удалось.
Впервые статья была написана для интернет-портала «Папмамбук».